Дело № 8-Г08-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 ноября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №8-Г08-17

г. Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года, которым удовлетворено заявление Кочукова Сергея Николаевича о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Ярославской области от 09 апреля 2008 года № 171-п «О приостановлении принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов на территории Ярославской области, отказе во включении земельных участков в границы населенных пунктов».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей Правительства Ярославской области Лысовой К.И. и Ланцовой Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Кочукова С.Н. - Огневой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Кочуков С.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Правительства Ярославской области от 09 апреля 2008 года № 171-п «О приостановлении принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов на территории Ярославской области, отказе во включении земельных участков в границы населенных пунктов». Указал, что оспариваемое положение противоречит статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и нарушает его право на рассмотрение заявления о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Решением Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года указанное заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Ярославской области просит об отмене решения в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Частью 3 той же статьи Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ предусмотрена правовая норма, согласно которой законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

В силу части 22 той же статьи указанного Федерального закона отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

Из дела видно, что Правительством Ярославской области принято постановление от 9 апреля 2008 года № 171-п «О приостановлении принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов на территории Ярославской области, отказе во включении земельных участков в границы населенных пунктов», вступившее в действие с момента подписания.

В преамбуле названного постановления указано, что принято оно в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Пунктом 1 этого постановления предусматривается возможность приостановления принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов на территории Ярославской области до утверждения в установленном порядке генеральных планов муниципальных образований области.

Сравнительный анализ оспариваемой нормы с федеральными нормами права приводит к выводу о том, что законодатель Ярославской области, не установивший своим законом порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, создал путем принятия оспариваемого (в части) постановления препятствия в осуществлении вышеуказанных прав на территории области.

При таких данных вывод в решении суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.

Приведение в кассационной жалобе мотивов, по которым Правительством Ярославской области принят оспариваемый (в части) акт, не является обстоятельством, имеющим значение для данного дела, и отмену решения суда не влечет.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального или процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований к отмене решения суда.

Доводы Правительства Ярославской области о том, что оспариваемая норма правового акта признана утратившей силу в связи с принятием тем же органом постановления № 560-п от 23.10.2008 г. и не порождает правовых последствий и не может повлечь нарушения охраняемых законом прав и свобод, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с прекращением производства по делу, основаны на неправильном истолковании закона. Суд кассационной инстанции проверяет правильность решения на момент его принятия судом. Из дела видно, что на момент принятия решения от 28.08.2008г. вышеуказанная правовая норма действовала и являлась предметом оспаривания в соответствии с положениями статей 251-253 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ярославской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 8-Г08-17

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх