Дело № 8-Г08-18

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 декабря 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №8-Г08-18

24 декабря 2008 г.

г. Москва

председательствующего Хаменкова В.Б.

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Соловьевой Татьяны Анатольевны на решение Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления о признании недействующим пункта 1 постановления Администрации Ярославской области от 19 декабря 2006 года № 331 «О порядке организации проезда отдельных категорий граждан».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Соловьевой Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Соловьева Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании пункта 1 постановления Администрации Ярославской области от 19 декабря 2006 года № 331 «О порядке организации проезда отдельных категорий граждан» незаконным и недействующим в части, нарушающей права инвалидов 1,2,3 групп без рук, с параличами и парезами, и просила восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и обеспечить проезд автомобильным и электрическим транспортом на территории области по единому социальному проездному билету.

В обоснование заявления указала, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с частичным параличом рук и ног. До 1 января 2005 года пользовалась правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов». С 1 февраля 2005 года в соответствии с законодательством Ярославской области имела право проезда в городском общественном транспорте и автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения по единому социальному именному проездному билету. С 1 января 2006 года инвалидам предоставлено право приобретения именного социального проездного билета стоимостью 50 рублей. С 1 января 2007 года оспариваемым (в части) Постановлением введено предоставление социальной услуги в виде оплаты 50 процентов стоимости проезда в пригородном автомобильном транспорте общего пользования и в городском общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) по внутримуниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам на территории Ярославской области. Данное положение ограничивает ее право на проезд в городском муниципальном транспорте, лишает возможности свободного передвижения по Ярославской области, поскольку по состоянию здоровья ей трудно производить оплату и приобретать проездной документ. Оспариваемая норма также ухудшает ее материальное положение по сравнению с тем, что было до принятия Постановления.

Решением Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе Соловьева Т.А. просит об отмене решения как незаконного и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Отказывая Соловьевой Т.А. в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания пункта 1 постановления Администрации Ярославской области от 19 декабря 2006 года № 331 «О порядке организации проезда отдельных категорий граждан» недействующим.

Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемый (в части) акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 184-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Согласно преамбуле предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 30 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривалось право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Указанная норма признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены на денежную компенсацию в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Размеры выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам установлены статьей 28.1 Федеральной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2008 № 110-ФЗ).

Что касается мер социальной поддержки инвалидов, то они предусмотрены федеральным законодателем в статье 28.2 упомянутого Федерального закона и осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 6 статьи 5 того же Закона закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

С указанной нормой согласуется предусмотренное подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) положение, согласно которому решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В статье 5-1 Закона Ярославской области от 7 декабря 2004 года № 47-з «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (с последующими изменениями), принятого во исполнение названного Федерального закона, указано, что социальная услуга по проезду в транспорте общего пользования, предоставляемая гражданам в соответствии с настоящим Законом, включает в себя: проезд в пригородном автомобильном транспорте общего пользования и городском общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) по внутримуниципальным маршрутам; проезд в пригородном и междугородном автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам (часть 1). По вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, принимаются постановления Администрации Ярославской области (часть 2 ).

Из дела видно и судом установлено, что в соответствии с приведенным законом Ярославской области областной Администрацией принято постановление от 19 декабря 2006 года № 331 «О порядке организации проезда отдельных категорий граждан» (с последующими изменениями).

Пунктом 1 данного Постановления введено с 1 января 2007 года для граждан, указанных в приложениях 1 и 2 к постановлению, предоставление социальной услуги в виде оплаты 50 процентов стоимости проезда в пригородном автомобильном транспорте общего пользования и в городском общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) по внутримуниципальным маршрутам и в пригородном и междугородном автомобильном транспорте общего пользования по межмуниципальным маршрутам на территории Ярославской области.

Сравнительный анализ оспариваемого положения с федеральными нормами и вышеназванным законом Ярославской области приводит к выводу о том, что пункт 1 Постановления принят Администрацией Ярославской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, и последнему не противоречит.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких данных является правильным вывод суда об отсутствии оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленного Соловьевой Т.А. требования, а решение суда - законным и обоснованным.

Кассационная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве основания для отмены решения суда.

Соловьева Т.Н. по существу ставит вопрос о том, чтобы иным образом было осуществлено правовое регулирование Администрацией Ярославской области, а именно, чтобы вместо предоставления льготы по оплате 50 процентов стоимости проезда в общественном транспорте инвалидам выдавался единый социальный именной проездной билет.

С данным доводом нельзя согласиться. Суд, исходя из конституционного принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, не вправе обязать органы государственной власти Российской Федерации, а также субъекта Российской Федерации принять тот или иной закон либо иной нормативный правовой акт. Суд при принятии данного решения исходил из действующего законодательства.

В силу изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Ярославского областного суда от 28 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соловьевой Т.А. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 8-Г08-18

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх