Дело № 8-Г09-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 июня 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-Г09-10

от 17 июня 2009 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыбинский» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п/п 63 приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению правительства Ярославской области от 26.11.2008 года №619-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» по кассационной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 08 апреля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Правительством Ярославской области 26 ноября 2008 года принято постановление «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с приложением «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда», которое официально опубликовано в газете «Губернские вести» № 110 от 10.12.2008 года.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыбинский» обратился в Ярославский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п/п 63 приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к названому постановлению, которым разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Рыбинский район, СПК «Рыбинский», кадастровый номер земельного участка 76:14:000000:100, площадь земельного участка 27740000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что оспариваемое постановление принято в нарушение требований Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее -«Федеральный закон от 21.12.2004 года №172-ФЗ») и нарушает права заявителя как правообладателя земельного участка, поскольку перевод земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли лесного фонда» произведен без согласия СПК «Рыбинский» и при отсутствии правовых оснований к такому переводу.

В судебном заседании сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыбинский» поддержал заявленные суду требования.

Правительство Ярославской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ярославского областного суда от 08 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Подпункт 63 приложения «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» к постановлению правительства Ярославской области от 26.11.2008 года №619-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе правительство Ярославской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1, пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к установленным в законе категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земельных участков из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с частью 1 и частью 3 которого для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Перечень документов, подлежащих представлению с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с названной нормой к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагается, в числе других документов, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права на земельные участки в силу пункта 1 статьи 26 Кодекса удостоверяются документами в соответствии с тем же Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такими документами, в частности, являются свидетельства о

государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков (статья 14 Федерального закона № 122-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого постановления правительства Ярославской области и по настоящее время заявитель имеет законно установленное право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Данное обстоятельство подтверждено записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отношении названного участка в оспариваемом нормативном правовом акте имеется указание о переводе его из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.

Судом при рассмотрении дела установлено, что согласие заявителя на перевод его земельного участка из одной категории земель в другую, к ходатайству приложено не было и у него не испрашивалось.

Установив, таким образом, что предусмотренный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую был нарушен, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации данное обстоятельство является основанием для признания акта о таком переводе недействующим.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Правительством Ярославской области не представлено доказательств того, что оспариваемое постановление принято с соблюдением требований федерального законодательства. При таких обстоятельствах решение суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Каких-либо правовых оснований и доводов, которые могли бы служить основанием к отмене указанного решения в кассационной жалобе Правительства Ярославской области не содержится и его представителем в заседании коллегии не приведено.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Яроелавско/о\областного суда от 08 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную ^жалобу правительства Ярославской области без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 8-Г09-10

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
ЗК РФ Статья 25. Основания возникновения прав на землю

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх