Дело № 8-КГ16-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 мая 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Пчелинцева Людмила Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 8-КГ16-3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 мая 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейЖубрина М.А. и Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах Лошадкина В П к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Лапочкина М Ю на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 21 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 июля 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Неробовой Д.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Фрунзенского района г. Ярославля Фольц А.Ю., действующий в интересах Лошадкина В.П., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ, региональное отделение Фонда) о предоставлении Лошадкину В.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

В обоснование заявленных требований прокурор Фрунзенского района г. Ярославля указал, что Лошадкин В.П. является инвалидом II группы, на основании справки филиала № 14 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области серии № от 20 мая 2008 г. инвалидность установлена бессрочно.

14 февраля 2014 г. Лошадкин В.П. обратился в ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку от 12 ноября 2013 г. по форме 070/у-04, выданную лечебным учреждением по месту жительства, подтверждающую наличие у Лошадкина В.П. медицинских показаний для получения путевки.

По результатам рассмотрения заявления 14 февраля 2014 г.

ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ выдано уведомление № о регистрации заявления Лошадкина В.П. В 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Лошадкину В.П. не была предоставлена, в связи с чем он обратился с заявлением в прокуратуру Фрунзенского района г. Ярославля.

По обращению Лошадкина В.П. по факту непредоставления ему ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ путёвки на санаторно- курортное лечение прокуратурой Фрунзенского района г. Ярославля проведена проверка и установлено, что Лошадкин В.П. своевременно обратился в региональное отделение Фонда, предоставив все необходимые документы, в том числе медицинскую справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, однако путевку в 2014 году он не получил. В ответе от 24 февраля 2015 г. на запрос прокуратуры ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ указало, что количество приобретенных путевок в пределах выделенных бюджетных ассигнований не позволило обеспечить ими в 2014 году всех граждан, состоящих на учете по обеспечению санаторно- курортным лечением.

По мнению прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ нарушено право Лошадкина В.П., предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г.

№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В связи с этим прокурор Фрунзенского района г. Ярославля просил суд обязать ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ предоставить Лошадкину В.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Ответчик - ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ - иск в суде не признал.

Решением Ленинского районного суда Ярославкой области от 21 апреля 2015 г. исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, действующего в интересах Лошадкина В.П., удовлетворены. Суд обязал ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ предоставить Лошадкину В.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 июля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ Лапочкина М.Ю. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 30 декабря 2015 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 6 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Лошадкин В.П. и прокурор Фрунзенского района г. Ярославля, о причинах неявки не сообщили, прокурор направил письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лошадкина В.П. и прокурора Фрунзенского района г. Ярославля.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом были допущены такого рода существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лошадкин В.П. является инвалидом II группы по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС бессрочно (справка филиала № 14 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области серия МСЭ-2006 № от 20 мая 2008 г.). Согласно справке поликлиники № 2 государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 8» от 12 ноября 2013 г. у Лошадкина В.П. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

14 февраля 2014 г. Лошадкин В.П. обратился в ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов.

По результатам рассмотрения заявления ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ Лошадкину В.П. было направлено уведомление от 14 февраля 2014 г. № , согласно которому его заявление на получение санаторно-курортного лечения и справка для получения путевки по форме 070/у-04 зарегистрированы, а также указано, что обеспечение санаторно- курортным лечением будет осуществляться в соответствии с датой подачи заявления и согласно профилю заболевания в рекомендуемый сезон лечения, указанный в медицинской справке.

В 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Лошадкину В.П. предоставлена не была.

13 февраля 2015 г. Лошадкин В.П. подал заявление в прокуратуру Фрунзенского района г. Ярославля с просьбой обратиться в суд в защиту его интересов.

Прокурор Фрунзенского района г. Ярославля, действующий в интересах Лошадкина В.П., обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ о предоставлении Лошадкину В.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и исходил из того, что Лошадкин В.П. своевременно обратился к ответчику с заявлением на получение путевки с приложением всех необходимых документов, подтверждающих его нуждаемость в санаторно- курортном лечении, в связи с чем Лошадкин В.П. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом ответчиком отказано со ссылкой на недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путевок на санаторно- курортное лечение из средств федерального бюджета, а также на наличие очередности граждан - получателей набора социальных услуг в виде обеспечения санаторно-курортным лечением.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права Лошадкина В.П. на получение путевки на санаторно- курортное лечение за 2014 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г.

№ 178-ФЗ).

В соответствии со ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г.

№ 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно подп. I ч. 1 ст. 6 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно- курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно- курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.

Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки - форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно- курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно- профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно- курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г.

№ 1294).

Согласно ч. 1 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 750н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1527,2 руб.; в 2015 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 1028,9 руб., для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1609,4 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 1211н).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно- курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно- курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-0).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно- курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о I том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно- курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление Лошадкину В.П. ответчиком путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как нарушение принадлежащего ему в соответствии с законом права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

Принимая решение, обязывающее ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ предоставить Лошадкину В.П. путевку на санаторно- курортное лечение за 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Ярославской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Лошадкина В.П. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

Заявление Лошадкина В.П. от 14 февраля 2014 г. о предоставлении в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение было рассмотрено Ярославским региональным отделением ФСС РФ в установленном законом порядке и он с этой же даты был принят на учет для обеспечения санаторно- курортным лечением.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Лошадкину В.П. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления.

( С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность предоставить Лошадкину В.П. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год в соответствии с медицинскими показаниями без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ГУ - Ярославского регионального отделения ФСС РФ, что, согласно ст. 387 ГПК РФ, является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Фрунзенского района г. Ярославля, действующего в интересах Лошадкина В.П., не передавая дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 21 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 июля 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Ярославля в интересах Лошадкина В П к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении Лошадкину В П путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Статьи законов по Делу № 8-КГ16-3

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх