Дело № 81-В10-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 июля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-В10-4

от 9 июля 2010 года

 

судей Корчашкиной Т.Е., Гуляевой Г.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Анфилофьев Д.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка от 27 февраля 2009 г. о ревизии страховой части назначенной заявителю трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявления Анфилофьев Д.П. указал на то, что со 2 августа 1956 г. по 17 мая 1983 г. он был занят на подземных работах по добыче угля и в связи с особыми условиями труда приобрёл право на трудовую пенсию в максимальном размере с учётом специального стажа работы - 26 лет 9 месяцев 20 дней, включая периоды службы в Советской Армии с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. и работы в выборной должности председателя шахтного профсоюзного комитета с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г.

В 1987 году пенсионным органом г. Рубцовска Алтайского края Анфилофьеву Д.П. была досрочно назначена трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда в максимальном размере.

27 февраля 2009 г. комиссия Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка с целью приведения размера пенсии в соответствии с действующим законодательством рассмотрела выплатное дело № 028644 Анфилофьева Д.П. и приняла решение произвести ревизию страховой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2009 г., исключив из специального стажа работы периоды службы в армии и работы в выборной должности; копия выплатного дела направлена в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе для определения суммы переплаты за период с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2009 г.

Анфилофьев Д.П. считает решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка от 27 февраля 2009 г. незаконным.

Ответчик - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка требования Анфилофьева Д.П. не признал.

Решением Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009г. решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27 февраля 2009 г., согласно которому с 1 марта 2009 г. Анфилофьеву Д.П. произведена ревизия страховой части трудовой пенсии по старости, в связи с чем при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости из стажа Анфилофьева Д.П. на соответствующих видах работ исключены периоды: 1) с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. - прохождения службы в Советской Армии; 2) с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г. - работы в выборной должности «председателя шахтного профсоюзного комитета», отменено. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка в пользу Анфилофьева Д.П. взыскано ^| рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г. решение районного суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г. отменены, принято новое решение, которым в удовлетворении иска

Анфилофьева Д.П. об оспаривании решения комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка отказано.

В надзорной жалобе Анфилофьева Д.П. ставится вопрос об отмене постановления президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 марта 2010 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а постановления президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела президиумом Кемеровского областного суда были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утверждённые Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что на 13 ноября 1987 г. - дату назначения истцу пенсии, продолжительность его общего трудового стажа составляла 30 лет 10 месяцев 1 день, в том числе специальный трудовой стаж в особых условиях труда по Списку № 1 составил 26 лет 6 месяцев 5 дней с зачётом в него периода военной службы - 3 года 1 месяц 9 дней и периода работы председателем шахтного комитета шахты «имени 50 лет СССР» - 4 года 11 месяцев 19 дней в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

По состоянию на 1 января 1996 г. общий трудовой стаж Анфилофьева Д.П., учитываемый при исчислении размера пенсии, составил 44 года 7 месяцев 28 дней, который определён по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно, с применением льготного порядка исчисления периода военной службы по призыву с 4 октября 1958 г. по

13 ноября 1961 г. - 6 лет 2 месяца 18 дней (при фактической продолжительности 3 года 1 месяц 9 дней), с зачётом периода учёбы в техникуме с 1 сентября 1952 г. по 30 июня 1956 г. - 3 года 9 месяцев 29 дней, с зачётом периодов работы после представления к назначению пенсии по дату прекращения работы 29 декабря 1995 г.

Специальный трудовой стаж истца, исчисленный согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Спискам соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, составил 18 лет 5 месяцев 7 дней. Пенсия истцу была установлена в максимальном размере с учётом повышения на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии (сверх требуемых 20 лет), но не более чем на 20 процентов.

С 1 августа 2000 г. пенсия Анфилофьеву Д.П. была исчислена с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии со статьёй 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с учётом общего трудового стажа истца, составившего 37 лет 8 месяцев 20 дней.

Размер пенсии Анфилофьева Д.П., исчисленный с применением ИКП после увеличения по состоянию на 31 декабря 2001 г., был установлен в сумме 1443 руб. 74 коп.

При перерасчёте назначенной истцу пенсии по правилам, предусмотренным пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионным органом - Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края размер страховой части трудовой пенсии истцу исчислен из пенсионного капитала, рассчитанного на 1 января 2002 г. из стажа на соответствующих видах работ по Списку №1, при этом в стаж по Списку №1 были включены периоды прохождения службы в Советской Армии с 4 октября 1958 г. по 13 ноября 1961 г. и работы в выборной должности в качестве председателя шахтного профсоюзного комитета с 21 октября 1976 г. по 9 октября 1981 г.

Принимая решение о ревизии страховой части назначенной Анфилофьеву Д.В. трудовой пенсии по старости, комиссия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоильинском районе г. Новокузнецка исключила из стажа работы по Списку №1 периоды службы в армии и работы в выборной должности, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж на

соответствующих видах работ не подлежит включению иная общественно-полезная деятельность.

Удовлетворяя требования Анфиловьева Д.П. о признании незаконным решения комиссии о ревизии страховой части пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что названные периоды приравниваемой деятельности (службы в армии, выборная работа и т.п.) по действовавшему до 1 января 1992 г. законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П «О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 1 января 2002 г., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, президиум Кемеровского областного суда указал, что с 1 января 2002 г. введён в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2). Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27, подпунктах 713 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Федерального закона.

Таким образом, как указывается в постановлении суда надзорной инстанции по настоящему делу, пункт 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж работы на соответствующих видах работ

периодов приравниваемой деятельности, в том числе прохождения военной службы, выборной работы и т.д.

Вместе с тем вывод суда надзорной инстанции о том, что пенсионное законодательство не допускает зачёта периодов работы в выборной должности в профсоюзной организации в специальный стаж для назначения льготной пенсии, является ошибочным.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок расчёта специального трудового стажа для начисления пенсии по выслуге лет на льготных условиях не регулируется. Этот порядок установлен специальными нормами части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что время работы на выборных профсоюзных должностях включается в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок.

При разрешении дела президиумом Кемеровского областного суда не учтено, что в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, действовавшим на момент начала работы истца освобожденным профсоюзным работником на выборной должности, а также частью 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и частью 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Также в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР

от 3 августа 1972 г. № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Принимая во внимание, что по настоящему делу судом надзорной инстанции допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, Судебная коллегия признаёт постановление президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

постановление президиума Кемеровского областного суда от 9 ноября 2009 г. отменить.

Оставить в силе решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 8 июня 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июля 2009 г. _

Председательствующий:

Статьи законов по Делу № 81-В10-4

Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх