Дело № 82-АПГ12-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 января 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №82-АПГ12-6

от 23 января 2013 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе правительства Курганской области на решение Курганского областного суда от 24 октября 2012 года, которым удовлетворены требования прокурора Курганской области о признании недействующими в части положений таблиц 1 и 2 Раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Курганской области на 2012 год, утвержденной постановлением правительства Курганской области № 674 от 30 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Курганской области Лескевича А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

судей

Меркулова В.П. и Беспаловой З.Д.

при секретаре

Аверине А.В.

 

установила:

 

постановлением правительства Курганской области от 30 декабря 2011 года № 674 утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Курганской области на 2012 год (далее -территориальная программа).

Постановление опубликовано в газете «Новый мир» - документы» 10 февраля 2012 № 9.

Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими в части положений таблиц 1 и 2 Раздела VI территориальной программы, в обоснование требований указав, что установленные в них нормативы значительно ниже нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 856.

Решением Курганского областного суда от 24 октября 2012 года требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу части 18 статьи 100 названного Федерального закона в 2012 году реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания

гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 856 (далее Программа).

В соответствии с положениями раздела I Программы ею определяются виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь, а также критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Таким образом, из буквального содержания приведенных правовых положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского

страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные федеральной Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:

4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.

В разделе VI оспариваемой прокурором территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в Курганской области на 2012 год, подушевые нормативы финансового обеспечения.

Согласно таблицам 1 и 2 раздела VI территориальной программы, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1035,79 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - 160,77

руб.;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 454,08

руб.;

на 1 койко-день лечения в условиях стационара - 1005,92 руб.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные территориальной программой, установлены в расчете на 1 человека в год и составляют 5512,48 руб.

Сопоставив оспариваемые нормы территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год с соответствующими нормами Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012

год и установив, что предусмотренные в оспариваемых нормах значения ниже, чем в федеральной программе, суд сделал правильный вывод о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.

Предусмотренные федеральной Программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствует причинно-следственная связь между установленными оспариваемыми прокурором нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и возможностью получения гражданами медицинской помощи в пределах нормативов объема медицинской помощи, определенных федеральной Программой, основан на неверном толковании закона.

В силу положений части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, законодатель связывает недействительность оспариваемого нормативного правового акта с его несоответствием нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что нормы территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год не соответствуют нормам федеральной Программы, выявления причинно-следственной связи между оспариваемыми прокурором нормативами финансовых затрат и возможностью получения гражданами медицинской помощи не требуется.

Ссылка в жалобе на неверное указание судом в решении месяца принятия оспариваемой территориальной программы не является основанием к отмене решения суда, поскольку очевидно является опиской, которая может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба правительства Курганской области не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Курганского областного суда от 24 октября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Курганской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 82-АПГ12-6

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 200. Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх