Дело № 82-АПГ13-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №82-АПГ13-1

от 21 августа 2013 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В. при секретаре Строилове A.M.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Курганской области Жернакова A.C., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области Белова Н.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Сарвадий М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная

коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

24 декабря 2012 г. правительством Курганской области принято постановление № 660 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», которое было опубликовано в издательстве «Новый мир» - Документы, 15 февраля 2013 г., выпуск №11.

Пунктом 1 указанного постановления утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее -территориальная программа).

Разделом VI территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в Курганской области на 2013 год, плановый 2014-2015 годы, подушевые нормативы финансового обеспечения.

Так, согласно таблицам 1-6 раздела VI территориальной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с программой, рассчитаны исходя из расходов на её оказание и составляют:

На 1 вызов скорой медицинской помощи на 2013-2015 года - 1 129,98 рублей; на 1 посещение для получения амбулаторной медицинской помощи на 2013 год - 296,99 рублей, в том числе с профилактической целью - 377,60 рублей, для оказания неотложной помощи - 306,83 рубля, для обращения по заболеваниям - 768,88 рублей; 2014 год - для получения амбулаторной медицинской помощи - 304,28 рубля, в том числе с профилактической целью - 387,32 рублей, для оказания неотложной помощи - 305,03 рублей, для обращения по заболеваниям - 783,55 рубля; 2015 год - для получения амбулаторной медицинской помощи - 304,51 рубль, в том числе с профилактической целью - 388,98 рублей, для оказания неотложной помощи - 305,40 рублей, для обращения по заболеваниям - 782,51 рубля; норматив стоимости 1 койко-дня стационарной медицинской помощи на 2013 год - 1 655,73 рублей, на 2014 год - 1 650,47 рублей, на 2015 год - 1 658,95 рублей; норматив стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов на 2013 год -646,58 рублей, на 2014 год - 632,73 рублей, на 2015 год - 631,90 рублей.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные территориальной программой, установлены в расчете на 1 человека в год и

составляют 8 775,4 рублей в 2013 году, 8 842,7 рублей - в 2014 году, 8 842,3 рублей - в 2015 году.

Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими в части положений таблиц 1-6 Раздела VI территориальной программы, в обоснование своих требований указав, что установленные в них нормативы значительно ниже нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074.

Решением Курганского областного суда от 19 апреля 2013 г. требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по

страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

В базовой программе медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно положениям статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальная программа обязательного медицинского страхования -составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к

установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября

2012 г. № 1074 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на

2013 год и на плановый период 2014-2015 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

С учетом этой программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

При таких обстоятельствах, правительство Курганской области, принимая оспариваемый акт, действовало в пределах своей компетенции по утверждению территориальной программы.

Между тем, рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции при сравнении нормативов, установленных федеральной и территориальной программами пришел к выводу об установлении Правительством Курганской области нормативов в меньшем объёме по стоимости единицы учета оказываемой помощи по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, что противоречит федеральному законодательству, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правомочием устанавливать на территории своего субъекта исключительно дополнительные виды и объемы медицинской помощи к принятым на территории Российской Федерации средним гарантированным всем гражданам (независимо от

места проживания) показателям Федеральной программы, в том числе и по их стоимости, что обеспечивает определенный качественный уровень медицинской помощи на территории страны в целом.

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые нормы территориальной программы противоречат федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. Однако в тексте решения суда первой инстанции в части указания норматива стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов в территориальной программе на 2014 год ошибочно указано 666,51 руб., когда как в строке 3 раздела 4 таблицы 5 утверждена стоимость указанного норматива - 632,73 руб., что при показателе федеральной программы 678,96 руб. также является неправомерным, соответственно, не влияет на существо постановленного судом решения, но требует уточнения в определении Судебной коллегии по административным делам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Курганского областного суда от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения в части признания недействующим в составе Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012года №660, норматива стоимости 1 пациенто-дня в условиях дневных стационаров всех типов на 2014 год вместо ошибочно указанного «666,51 руб.» указать - «632,73 руб.», апелляционную жалобу Правительства Курганской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 82-АПГ13-1

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх