Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 28 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Хаменков Владимир Борисович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №84-АПГ13-3
от 28 августа 2013 года
председательствующего Хаменкова В.Б.,
при секретаре Строилове A.M.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Осиповой [скрыто] о признании
недействующими пунктов 2.8 и 3 Порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 1 октября 2012 г. № 587.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей, что решение суда полежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
1 октября 2012 года администрацией Новгородской области принято постановление № 587 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области», первоначальный текст которого опубликован в издании «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) 12 октября 2012 г., № 17.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане, в соответствии с правилами землепользования и застройки, проектами планировки территорий, землеустроительной и градостроительной документацией.
В случае отсутствия на территориях муниципальных районов, городского округа Новгородской области, в границах которых испрашиваются земельные участки, свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства, земельные участки с согласия граждан предоставляются на территории иного муниципального района Новгородской области по процедуре, установленной настоящим Порядком.
Пунктом 3 Порядка определена процедура подачи заявления о предоставлении земельного участка, документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении земельного участка, в соответствии с которым лица, указанные в подпункте 2.3.1 Порядка (инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов), к заявлению прилагают следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность гражданина (страницы 2 -3, а также страницы с отметкой о регистрации по месту жительства) (подпункт 3.2.1);
нотариально удостоверенную доверенность (в случае подачи заявления представителем) (подпункт 3.2.2);
копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н (подпункт 3.2.3);
справку о регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо копию судебного решения об установлении факта проживания (в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, сведений о регистрации гражданина на территории муниципального района, городского округа
Новгородской области, в границах которого испрашивается земельный участок) (подпункт 3.2.4.)
Инвалид 2 группы Осипова Н.В., проживающая в [скрыто], обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка, ссылаясь на то, что она 17 января 2013 года обратилась в администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано на основании пункта 2.8 Порядка, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане.
По мнению заявительницы, пункт 2.8 Порядка противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статье 3 Федерального «О личном подсобном хозяйстве» и нарушает ее права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства за пределами муниципального образования, в котором она проживает.
Кроме того Осипова Н.В. считает, что положения пункта 3 Порядка о возложении на заявителей обязанности по представлению дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством документов (копии паспорта, справки с места жительства, копии справки об инвалидности), противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», что налагает на неё необоснованное денежное обременение.
Решением Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года заявление Осиповой Н.В. удовлетворено частично, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 3.2.1, 3.2.4 пункта 3 Порядка, а также подпункт 3.2.3 в части возложения на граждан обязанности представления копии документа, подтверждающего принадлежность заявителя к категории граждан, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе правительства Новгородской области ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в оспариваемой части.
Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий администрацией Новгородской области издано постановление, отдельные положения которого оспариваются Осиповой Н.В.
Разрешая заявленные требования о признании недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка, суд, руководствуясь
приведенными нормами законодательства, пришел к правильному выводу об их удовлетворении. При этом обоснованно исходил из того, что право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное законодательство не содержит.
Таким образом, суд правомерно посчитал, что установление региональным законодательством перечня иных документов, которые необходимо представить инвалидам, имеющим право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Кроме того Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № 1031н утверждена форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которая предусматривает, в том числе указание фамилии, имени, отчества гражданина, места его жительства, при отсутствии места жительства - места его пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, т.е. весь перечень необходимой информации о гражданине, необходимой для предоставления ему соответствующих льгот.
В этой связи ссылка в апелляционной жалобе на то, что признание недействующими подпунктов 3.2.1 и 3.2.4 пункта 3 Порядка препятствуют реализации положений пункта 2.8 Порядка представляется несостоятельной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что решение суда как в части отказа в удовлетворении заявления Осиповой Н.В., так и в части признания недействующим подпункта 3.2.3 пункта 3 Порядка лицами, участвующими в деле, не обжалуется, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
Иных доводов, по которым такое решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского областного суда от 6 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Новгородской области -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
н_