Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 25 января 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, кассация |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Задворнов Михаил Васильевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №84-КГ12-5
от 25 января 2013 года
председательствующего Горохова Б.А. судей Задворнова М.В., Гуляевой Г.А.
зачесть в трудовой стаж в льготном исчислении периоды прохождения службы в МВД Республики Северная Осетия - Алания с 17 ноября 1997 года по 1 августа 2001 года по кассационной жалобе УМВД РФ по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 апреля 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В., выслушав представителей УМВД РФ по Новгородской области Викторову И.В. и Столярову Ю.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Иванова В.В. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что в период с 17 ноября 1997 года по 1 августа 2001 года
проходила службу в МВД Республики Северная Осетия - Алания в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, в связи с чем, по её мнению, на неё распространяются предусмотренные законодательством дополнительные гарантии и компенсации, в том числе в виде льготного исчисления выслуги лет (один день службы за три дня).
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 4 апреля 2012 года исковые требования Ивановой В.В. частично удовлетворены. Суд обязал УМВД РФ по Новгородской области зачесть в срок службы Ивановой В.В. в выслугу лет для назначения пенсии в связи с прохождением службы в органах внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания 800 дней из периода с 23 февраля 1999 года по 1 августа 2001 года в льготном исчислении - один день службы за три дня. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С УМВД РФ по Новгородской области в пользу Ивановой В.В. взысканы судебные расходы в сумме 200 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 года решение суда первой инстанции изменено, абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «обязать УМВД РФ по Новгородской области зачесть в срок службы Ивановой В.В. в выслугу лет для назначения пенсии в связи с прохождением службы в МВД Республики Северная Осетия - Алания 800 дней из периода с 23 февраля 1999 года по 1 августа 2001 года в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца». Из резолютивной части решения исключено указание о взыскании с Управления МВД РФ по Новгородской области в пользу истца судебных расходов в сумме 200 руб. с указанием на возмещение Ивановой В.В. расходов по уплате госпошлины в сумме 200 руб. за счёт федерального бюджета. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УМВД РФ по Новгородской ставится вопрос об отмене решения Новгородского районного суда Новгородской области от 4 апреля 2012 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2012 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Иванова В.В. просит отказать в её удовлетворении, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась
истец Иванова В.В., о причинах неявки не сообщила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 17 ноября 1997 года по 26 мая 2003 года Иванова В.В. проходила службу в МВД PCO-Алания, в том числе в период с 23 февраля 1999 года по 26 мая 2003 года - в должности милиционера [скрыто] роты [скрыто] батальона ППСМ при МВД PCO-Алания.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 23 февраля 1999 года по 1 августа 2001 года Иванова В.В., выезжала на патрулирование в городе, где в то время шли боевые действия, что свидетельствует об участии истца в выполнении задач по нормализации обстановки в PCO-Алания.
С данной позицией согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующих порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, выполнявшим служебные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённом конфликте, по следующим основаниям.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Согласно пп. «е» п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьёй 2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчёта выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определён постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года № 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года» на базе Временной администрации на части
территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введённом в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 года № 93 «О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики», был образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. Председателю данного комитета было предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 года № 1474 и постановлением Правительства РФ от 28 октября 1996 года № 1276 исключительное право по привлечению воинских частей, соединений и подразделений органов Министерства внутренних дел РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах передано полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия.
Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определённые боевые задачи.
Между тем, судебными инстанциями при разрешении спора не было учтено, что само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесённой к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды удовлетворили требования истца при отсутствии в материалах дела доказательств, в частности без наличия соответствующих приказов, свидетельствующих о выполнении Ивановой В.В. соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 апреля 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены,
Судебная коллегия находит возможным, отменяя указанные судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе Ивановой В.В. в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 4 апреля 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение,
которым Ивановой [скрыто] в удовлетворении иска к УМВД РФ по Новгородской области об обязании зачесть в трудовой стаж в льготном исчислении периоды прохождения службы в МВД Республики Северная Осетия - Алания с 17 ноября 1997 года по 1 августа 2001 года отказать.
Председательствующий Судьи