Дело № 85-КГ15-13

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 января 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Фролкина Светлана Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 85-КГ15-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 25 января 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейФролкиной СВ., Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2016 г. гражданское дело по иску Демина С А к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) о выплате сумм компенсации возмещения вреда здоровью с учётом индексации, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе представителя Федеральной службы по труду и занятости Якубина С.А. на решение Калужского районного суда Калужской области от 22 декабря 2014 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 марта 2015 г., которыми исковые требования Демина С.А. удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ., выслушав объяснения представителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Якубина С.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Демина С.А. адвоката Альтшуллера М.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Демин С А обратился в суд с иском к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (далее - Министерство), Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) (далее - Роструд). С учётом уточнения исковых требований заявитель просил установить ему с 1 января 2013 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере руб. коп. за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с 1 января 2014 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью установить в размере руб. коп.; обязать Министерство включить его в реестр на выплату ежемесячной денежной компенсации в указанных размерах и с указанных дат; определить к выплате доплату компенсации суммы возмещения вреда за период с 1 января по 31 декабря 2013 г.

включительно в размере руб. коп. и за период с 1 января по 31 октября 2014 г. включительно - руб. коп.; обязать Министерство включить его в реестр на выплату указанной задолженности по данной компенсации; обязать Роструд осуществлять перечисление средств на выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании сведений, указанных в реестрах, предоставляемых Министерством; взыскать с Министерства компенсацию морального вреда в размере руб. за счёт средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований Демин С.А. указал на то, что он является инвалидом III группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Инвалидность ему установлена бессрочно.

На основании решения Калужского районного суда Калужской области от 22 сентября 2006 г. Демину С.А. установлена ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью, в размере руб. коп. с последующей индексаций в установленном законом порядке до снятия инвалидности либо изменения группы инвалидности.

Впоследствии размер компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, неоднократно индексировался, в том числе и в 2012 году, с января 2013 года эта компенсация выплачивалась Демину С.А. в сумме руб.

коп.

После января 2013 года индексация размера указанной ежемесячной денежной компенсации не производилась, что, по мнению Демина С.А., является незаконным.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 декабря 2014 г. исковые требования Демина С.А. удовлетворены частично: с 1 января 2013 г. и с 1 января 2014 г. истцу установлена ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью соответственно в размере руб. коп. и руб.

коп. за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; подлежащими к выплате за счёт средств федерального бюджета определены суммы доплат компенсации за 2013 год в размере руб. коп. и за январь-октябрь 2014 года в размере руб. коп.; на Министерство возложена обязанность включить в реестр на выплату компенсации сумму возмещения вреда, подлежащую выплате Демину С.А. с 1 января 2013 г., в размере руб. коп.; доплату компенсации за 2013 год в размере руб.

коп., сумму возмещения вреда, подлежащую выплате с 1 января 2014 г., в размере руб. коп., доплату компенсации за январь-октябрь 2014 года в размере руб. коп.; на Роструд возложена обязанность осуществлять перечисление средств на выплату суммы возмещения вреда здоровью Демину С.А. на основании сведений, указанных в реестрах, предоставляемых Министерством. В удовлетворении иска к Министерству о взыскании компенсации морального вреда Демину С.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 марта 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Представитель Роструда Якубин С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 25 сентября 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Демин С.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с исполнением обязанностей военной службы при ликвидации последствий названной катастрофы Деминым С.А. получено заболевание, по причине которого ему установлена инвалидность III группы бессрочно (л.д.12-13).

Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 22 сентября 2006 г. с 1 сентября 2006 г. Демину С.А. установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме руб. коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке, обязанность выплаты этой компенсации была возложена на государственное учреждение Центр занятости населения г. Калуги.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 4 июня 2007 г. изменён способ и порядок исполнения решения суда от 22 сентября 2006 г., должник - государственное учреждение Центр занятости населения г. Калуги заменён на Роструд.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 20 февраля 2008 г. вновь изменён порядок исполнения решения суда от 22 сентября 2006 г., резолютивная часть решения изложена в новой редакции: «Взыскать с Управления социальной защиты г. Калуги за счёт средств федерального бюджета в пользу Демина С.А. ежемесячно, начиная с 1 сентября 2006 г., денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере руб. коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.». С 1 января 2012 г. размер ежемесячной компенсации, выплачиваемой Демину С.А., был проиндексирован и составил руб. коп. С января 2013 года индексация размера указанной ежемесячной денежной компенсации ответчиком не производилась.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя исковые требования Демина С.А., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1), гарантирующей защиту от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат в полном размере, постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и, исходя из того, что обязанность по индексации размера выплачиваемой Демину С.А. ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью установлена вступившим в законную силу решением суда, пришёл к выводу о том, что размер указанной компенсации с 1 января 2013 г. подлежит индексации с применением коэффициента 1,055 и установлением данной выплаты в размере руб. коп., а с 1 января 2014 г. - с применением коэффициента 1,05, и определил к выплате компенсацию в размере руб.

коп. за счёт средств федерального бюджета.

Также, полагая, что длительное неисполнение ответчиком (Министерством) обязанности по индексации размера ежемесячной компенсационной выплаты причинило Демину С.А. убытки вследствие инфляционных процессов, суд сослался на разъяснения, данные в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и пришёл к выводу о наличии оснований для индексации с учётом индекса роста потребительских цен сумм задолженности по ежемесячным выплатам, образовавшейся в результате выплаты сумм компенсации в меньшем размере. В связи с этим суд определил к выплате Демину С.А. за счёт средств федерального бюджета недоплаченные суммы ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью с учётом индекса роста потребительских цен за период с 1 января по 31 декабря 2013 г.

включительно в размере руб. коп. и за период с 1 января по октябрь 2014 года включительно - руб. коп. При этом суд обязал Министерство включить в реестр на выплату недоплаченные суммы компенсации, подлежащие выплате Демину С.А., а Роструд - осуществлять перечисление средств на выплату сумм возмещения вреда здоровью Демина С.А. на основании сведений, указанных в реестрах.

С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости индексации установленной Демину С.А. на основании судебного решения ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. № 1255 и от 19 декабря 2013 г. № 1189 основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Кроме того, судебными инстанциями допущены при разрешении дела существенные нарушения норм процессуального права.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным нормативным правовым актом - Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации её последствий.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлечённых к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причинённого их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ, введённого в действие со 2 марта 1996 г).

Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного закона, гарантировалось возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 г.

№ 5-ФЗ), введённым в действие с 15 февраля 2001 г., в Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлечённых к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твёрдой сумме в зависимости от группы инвалидности без учёта какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу данного федерального закона возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определённая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные данным законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью был установлен частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которой размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определённой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной данной статьёй, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2004 г.

№ 31-ФЗ) был введён новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно статье 3 указанного выше закона размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ в редакции данного федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 г.

исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.

В 2004 году также была изменена редакция статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 8 статьи 3).

В новой редакции статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведённом выше пункте 25 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.

Впоследствии Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, определённого федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.

Так, на 2013 год постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - постановление от 4 декабря 2012 г. № 1255) был установлен порядок индексации с 1 января 2013 г. названных выше компенсаций с применением коэффициента 1, 055.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее - постановление от 19 декабря 2013 г. № 1189) с 1 января 2014 г. установлен порядок индексации указанных выплат с применением коэффициента 1,05.

Этими постановлениями для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, получающих в твёрдой денежной сумме ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1 (до 1 января 2005 г. - пункт 25 части 1 статьи 14), установлены размеры такой компенсации (с учётом индексации), которые для инвалида III группы составили с 1 января 2013 г. - 2949 руб. 08 коп. и с 1 января 2014 г.

- 3097 руб. 29 коп. (абзац второй пункта 1 постановлений от 4 декабря 2012 г.

№ 1255 и от 19 декабря 2013 г. № 1189). Для категории инвалидов, получающих ежемесячную денежную компенсацию в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), установлена индексация путём умножения ранее выплачиваемого размера компенсации на коэффициенты 1,055 и 1,05 (абзац третий пункта 1 постановлений от 4 декабря 2012 г. № 1255 и от 19 декабря 2013 г. № 1189 соответственно).

Из приведённого правового регулирования спорных отношений следует, что ежемесячное возмещение гражданам вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется как в твёрдой сумме на основании пункта 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, так и в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ. Для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1, получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твёрдой сумме и в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда (из заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности), предусмотрен и различный порядок индексации указанной компенсации, то есть лицам, получающим эту компенсацию в твёрдой денежной сумме, при индексации устанавливается новая твёрдая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учётом указанных в названных выше постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов, а лицам, которым ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размерах ранее назначенных сумм возмещения вреда, эти ранее назначенные суммы индексируются путём умножения на соответствующие коэффициенты.

Следовательно, при разрешении исковых требований об индексации Демину С.А. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учётом подлежащих применению нормативных положений обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, является установление основания назначения Демину С.А. ежемесячной денежной компенсации, а именно: назначена ему такая компенсации в твёрдой денежной сумме на основании пункта 25 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (с 1 января 2005 г. - пункт 15 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1) или она выплачивалась ему в размере ранее назначенной суммы возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г № 5-ФЗ.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Между тем суд первой инстанции в нарушение указанной нормы процессуального права не определил названное обстоятельство в качестве юридически значимого для правильного разрешения спора, оно не вошло в предмет доказывания и не получило правовой оценки суда.

Судом не установлено, когда и в какой сумме Демину С.А. впервые была назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Вместе с тем, как следует из материалов дела, с февраля 2001 года Демину С.А. выплата такой компенсации производилась в твёрдой денежной сумме рублей (л.д. 87), а имеющиеся в деле документы не подтверждают выплату ему этой компенсации в размере ранее назначенной суммы возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ. Суд не проверил доводы ответчиков об отсутствии оснований для индексации Демину С.А. ежемесячной денежной компенсации, установленной ему на момент принятия судом решения в размере руб.

коп., превышающем в несколько раз размер такой компенсации для инвалидов III группы (3097 руб. 29 коп.), к которым относится и истец.

Наличие вступившего в законную силу решения суда от 22 сентября 2006 г., которым Демину С.А. установлены размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью и индексация этой суммы в предусмотренном законом порядке, вопреки доводу суда первой инстанции, не свидетельствует о безусловном применении к выплачиваемой истцу сумме возмещения вреда коэффициентов 1,055 и 1,05, установленных соответственно постановлениями от 4 декабря 2012 г. № 1255 и от 19 декабря 2013 г. № 1189 для инвалидов, которым выплаты компенсации в возмещение вреда здоровью производятся в размере ранее назначенных сумм возмещения вреда в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, поскольку судом первой инстанции не установлено, что Демин С.А. относится именно к данной категории инвалидов.

Допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции.

Кроме того, судебными инстанциями были неправильно истолкованы разъяснения, изложенные в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Ввиду того, что судом не была установлена задержка выплаты ответчиком назначенных Демину С.А. сумм возмещения вреда здоровью, как и выплата таких сумм в меньшем размере, чем предусмотрено законом, является ошибочной ссылка судов на указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в обоснование своего вывода о причинении убытков Демину С.А. вследствие инфляционных процессов и в результате длительного неисполнения ответчиками обязанности по индексации размера ежемесячной компенсационной выплаты.

Признавая правомерными требования Демина С.А. об индексации с учётом индекса роста потребительских цен сумм задолженности по ежемесячным выплатам, образовавшейся в результате выплаты сумм компенсации в меньшем размере, судебные инстанции не указали нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, сославшись лишь на то, что право истца на такую индексацию предусмотрено законом.

Помимо этого выводы судебных инстанций о причинении Демину С.А. убытков вследствие длительного неисполнения ответчиком обязанности по индексации компенсационной выплаты не подтверждены какими-либо доказательствами, то есть сделаны с нарушением требований части 1 статьи 56 ГПК РФ, предусматривающей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а также с нарушением положений части 1 статьи 196, пунктов 5, 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ. Судебные инстанции не учли, что по общему правилу возмещения убытков (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации) должен устанавливаться не только факт наличия убытков у лица, заявившего требования об их возмещении, но и размер убытков должен быть подтверждён заявителем соответствующими доказательствами.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить требования Демина С.А. в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 22 декабря 2014 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 марта 2015 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 85-КГ15-13

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 56. Обязанность доказывания
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх