Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 13 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Горчакова Елена Викторовна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №86-АПГ13-4
от 13 августа 2013 года
председательствующего Пирожкова В.Н.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области о признании недействительными постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 25 июля 2013 г. № 290 «Об исключении кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва из заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу» и постановления № 294 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу» и о регистрации списка кандидатов регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу по апелляционной жалобе регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 1 августа 2013 г., которым заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области
Соколова B.C., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 г. № 165 выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва назначены на 8 сентября 2013 г.
12 июля 2013 г. региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области представило в Избирательную комиссию Владимирской области документы о выдвижении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по единому избирательному округу (49 человек, 16 территориальных групп).
Избирательной комиссией Владимирской области 12 июля 2013 г. вынесено постановление № 200, которым заверен приведённый выше список кандидатов.
25 июля 2013 г. Избирательной комиссией Владимирской области принято постановление № 290, которым из заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу, были исключены 36 кандидатов ввиду отсутствия среди представленных кандидатами документов, необходимых для регистрации их кандидатами, документов, подтверждающих принадлежность к политической партии и статус в ней, а также сведений об образовании.
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 25 июля 2013 г. № 294 на основании подпунктов «з», «н» пункта 23.2 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее - Избирательный кодекс Владимирской области) отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу, в связи с выбытием такого количества кандидатов, входящих в 16 территориальных групп списка кандидатов в депутаты, выдвинутого названным региональным отделением, приведшим к уменьшению числа территориальных групп до 0 групп, что меньше числа одномандатных избирательных округов на 100%, и превышению числа кандидатов, исключённых из списка кандидатов (73%), более чем на 50% от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
Региональное отделение Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области обратилось в суд с указанным заявлением.
В обоснование заявленных требований региональное отделение ссылалось на нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), что выразилось в неуказании Избирательной комиссией Владимирской области на допущенные нарушения избирательного законодательства, послужившие основанием для исключения кандидатов из списка, считая, что принадлежность кандидатов к политической партии и статус в ней подтверждаются списком всех кандидатов - членов названной партии, заверенным председателем регионального отделения, и списком в машинописной форме с указанием статуса кандидатов - членов руководящих органов регионального отделения.
Документы, подтверждающие сведения об образовании кандидатов также были представлены в Избирательную комиссию Владимирской области, как и трудовые книжки, подтверждающие факт изменения фамилии некоторых кандидатов.
Изложенное, по мнению заявителя, является основанием для отмены оспариваемых постановлений Избирательной комиссии Владимирской области и регистрации списка кандидатов регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области по единому избирательному округу (далее - список кандидатов).
Решением Владимирского областного суда от 1 августа 2013 г. заявление удовлетворено в части.
Признано незаконным и отменено постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 25 июля 2013 г. № 290 в части исключения из списка кандидатов Соколовой A.A. (кандидата из общей части списка), Квасковой Л.В. (кандидата под № 2 территориальной группы округа № 4), Черенкова H.H. (кандидата под № 2 территориальной группы округа № 8), Защук H.A. (кандидата под № 2 территориальной группы округа № 12).
В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе регионального отделения Политической партии «Трудовая партия России» во Владимирской области (далее -Избирательное объединение) ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией Владимирской области, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и о законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной
инстанции не явился представитель Избирательной комиссии Владимирской области, просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требований, пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемых постановлений Избирательной комиссии Владимирской области, правильно признав неправомерным исключение из списка кандидатов Соколовой A.A., Квасковой Л.В., Черенкова H.H., Защук H.A.
Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии. Вместе с заявлением кандидат представляет, кроме иных предусмотренных в данной норме документов, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании (пункт 2 этой же статьи).
Как следует из содержания пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33
названного Федерального закона, а также одновременно с названными документами представляется официально заверенный полномочным партийным органом список граждан, включённых в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Проанализировав приведённые нормы, суд пришёл к правильному выводу о том, что федеральный законодатель не делает исключений для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, по представлению в избирательную комиссию документов, подтверждающих принадлежность кандидата в депутаты к политической партии либо иному общественному объединению и его статус в этой политической партии либо ином общественном объединении.
Согласно подпункту «ж» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с этим законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включённого в список кандидатов, является основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что не представлено 25 кандидатами, указавшими о своей принадлежности к Политической партии «Трудовая партия России» в заявлении о согласии баллотироваться, подтверждающего это документа, что в отношении 10 кандидатов отсутствуют документы, подтверждающие сведения об образовании.
Поскольку федеральный законодатель обязывает наряду со списком граждан, включённых в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии, представлять и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о принадлежности к партии, суд правомерно признал законным постановление Избирательной комиссии Владимирской области в части исключения из списка 25 кандидатов ввиду отсутствия в отношении каждого из них справки о принадлежности к политической партии, заверенной в соответствии с положениями пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Исследовав документы, представленные в подтверждение имеющегося у кандидатов образования, суд первой инстанции обоснованно признал правильным исключение 10 кандидатов из заверенного списка, так как в дипломах об образовании были указаны иные фамилии.
В апелляционной жалобе оспаривается вывод суда о правомерности исключения из единого списка кандидатов по указанному основанию только в отношении кандидата Николаевой Е.В.
Между тем из материалов дела следует, что Николаева Е.В. представила диплом, выданный на фамилию Сычева Е.В., а её трудовая книжка не содержит сведений о перемене фамилии Сычева на Николаеву.
При таком положении избирательная комиссия обоснованно указала на отсутствие документов, подтверждающих сведения об образовании Николаевой Е.В., следовательно, суд правильно признал в этой части постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 25 июля 2013 г. № 290 законным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с суждением суда первой инстанции о соответствии требованиям федерального законодательства постановления об отказе в регистрации списка кандидатов.
Пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ определено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Таким законом является Избирательный кодекс Владимирской области, статьёй 30 которого предусмотрено, что избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке кандидатов, должно разделить его на территориальные группы, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов. Каждой территориальной группе присваиваются порядковый номер и наименование, соответствующие номеру и наименованию одномандатного избирательного округа. Число территориальных групп списка кандидатов не может превышать число одномандатных избирательных округов. Минимально допустимым для участия избирательного объединения в выборах является число территориальных групп меньше, чем число одномандатных избирательных округов, не более чем на 50%. Каждая из территориальных групп должна включать в себя не менее трёх и не более пяти кандидатов (пункт 2-2).
Основаниями для отказа в регистрации списка кандидатов являются: превышение числа кандидатов, исключённых из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, принятому в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с данным Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включённого в список кандидатов, более чем на 50% от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов; выбытие кандидатов, в результате которого число территориальных групп кандидатов в списке кандидатов по единому избирательному округу уменьшилось по отношению к числу одномандатных избирательных округов более чем на 50% (подпункты
«з», «н» пункта 23.2, подпункт «ж» пункта 23.3 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Избирательная комиссия Владимирской области обоснованно из заверенного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва исключила 32 кандидата, входящих в общую часть списка и в 16 территориальных групп кандидатов, и это привело к уменьшению числа территориальных групп до 0 групп, что меньше числа одномандатных избирательных округов на 100% (постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 30 января 2013 г. № 22 утверждено 19 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области), а также к превышению числа кандидатов, исключённых из списка кандидатов, более чем на 50% от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов
Учитывая изложенное, суд пришёл к правильному выводу о законности и обоснованности постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 25 июля 2013 г. № 294 об отказе в регистрации списка кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Избирательной комиссией Владимирской области требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своём заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
Из анализа приведённой нормы следует, что избирательная комиссия уведомляет избирательное объединение только о неполноте сведений или неверном оформлении представленных документов. В данном случае документы, подтверждающие сведения о принадлежности к политической партии, в отношении 25 кандидатов вообще представлены не были.
Аналогичная позиция содержится в разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «6.1», «6.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утверждённого постановлением
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 г. №203/1272-4.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Владимирского областного суда от 1 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения Политической партии «Трудная [скрыто] рартия России» во Владимирской области -без удовлетворения. I
Председательствующий