Дело № 88-Г09-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №88-Г09-3

от 22 апреля 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова /Щ Щ ГЩ [ о признании недействующим и не подлежащим

применению с момента принятия Закона Томской области № 227-03 от 11 ноября 2008 года «О внесении изменений в статью 15 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» по кассационной жалобе Волкова А.Г. на решение Томского областного суда от 2 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Волков А.Г. обратился в Томский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Закона Томской области № 227-03 от 11 ноября 2008 года «О внесении изменений в статью 15 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области».

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемым законом в статью 15 Закона Томской области «О муниципальных выборах в

Томской области» внесены изменения в пункт 7, согласно новой редакции которого избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).

Заявитель полагает, что данная норма носит дискриминационный характер, поскольку позволяет участвовать в муниципальных выборах гражданам других стран, не обладающих активным избирательным правом, при этом граждане, обучающиеся на вечернем и заочном отделениях, также имеющие временную регистрацию на территории определенного муниципального образования, к выборам не допускаются, что ставит их в заведомо неравное положение с категорией избирателей, указанных в оспариваемом положении пункта 7 названного закона.

По мнению заявителя, оспариваемый закон также нарушает его права, поскольку он является кандидатом на должность главы муниципального образования «Город Томск», а результаты выборов зависят, в том числе, от количества избирателей, имеющих активное избирательное право на территории муниципального образования.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Волков А.Г., полагая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для реализации названного конституционного права законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации определяются условия и порядок, в частности, регистрации избирателей, составление списков избирателей для их участия в выборах федерального, регионального, муниципального уровня.

Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 17 установлено, что в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания

гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права).

Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, -другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Для проведения муниципальных выборов на территории Томской области принят закон Томской области № 29-оз от 14 февраля 2005 года «О муниципальных выборах в Томской области», в статью 15 которого Законом №227-оз от 11 ноября 2008 года внесены изменения, устанавливающие, что избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).

Соответственно, названные нормы приняты с целью наиболее полной реализации активного избирательного права лиц, обучающихся по очной форме обучения и проживающих в общежитиях, поскольку названная категория избирателей длительное время проживает вне своего постоянного места жительства и в связи с этим может испытывать определенные сложности в реализации своего права избирать своих представителей в том числе, в органы местного самоуправления, по месту своего пребывания в общежитии в период обучения и тем самым реализовывать свое право на участие в решении вопросов местного значения, которые могут являться значимыми именно в той местности, где они проживают и обучаются.

Как следует из вышеприведенной нормы федерального закона, законодательный орган субъекта вправе определить случаи, при которых допускается включение гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке по факту временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права).

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству и не может быть расценена как нарушающая чьи-либо конституционные права избирать и быть избранными в их конституционно- правовом понимании.

Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку в решении судом им была дана надлежащая правовая оценка, дополнительных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для иного понимания смысла и целевой направленности оспариваемой нормы, в жалобе не содержится и судом не установлено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Томского областного суда от 2 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волкова А.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 88-Г09-3

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх