Дело № 9-Г12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 марта 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №9-Г12-4

от 14 марта 2012 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова

при секретаре М.Ю.Завражном

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бурунова [скрыто] о признании противоречащим

федеральному законодательству и недействующим в части закона Нижегородской области № 133-3 от 29 ноября 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов» по кассационной жалобе Бурунова В.М. на решение Нижегородского областного суда от 29 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения В.М. Бурунова, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Нижегородской области 18 ноября 2004 года принят закон № 133-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов», который официально опубликован в газете «Нижегородские новости» № 225 от 4 декабря 2004 года.

Бурунов В.М., являясь участником боевых действий в Венгрии 1956 года и имеющий удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании названного закона в части ст. 1, преамбулы в части слов «отдельных категорий», ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом

участникам Великой Отечественной войны и имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Оспариваемым законом введены дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в перечень которых заявитель не включен, что противоречит положениям Федерального Закона «О ветеранах» и нарушает его права на получение мер социальной поддержки.

В судебном заседании Бурунов В.М. поддержал заявленные требования.

Законодательное Собрание Нижегородской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Нижегородского областного суда от 29 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Бурунов В.М. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст.26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» в дополнение к мерам, социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из преамбулы оспариваемого в настоящем деле закона следует, что он устанавливает меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса, за счет средств областного бюджета.

Статьей 1 закона Нижегородской области от 29.11.2004 года №1333 «О мерах социальной поддержки ветеранов», определены категории ветеранов Великой Отечественной Войны, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные данным законом, в частности инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны из числа: а) военнослужащих, проходивших военную службу либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии период гражданской войны. Великой Отечественной войны, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской и Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, проходивших в период Великой Отечествен, войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях; в) лиц вольнонаемного состава армии и флота, войск органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период Великой Отечественное войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях; г) сотрудников разведки, контрразведки и других лиц, выполнявших специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в период Великой Отечественной войны; д) работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих и рядах Красной Армии, и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон

действующих флотов, а также работников учреждений и организаций, корреспондентов центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоров Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированных в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях, по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года; ж) лиц, принимавших участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных, групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а также участники Великой Отечественной войны из числа: а) военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; б) военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»: лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые заявителем нормы приняты субъектом РФ в соответствии с предоставленными полномочиями и устанавливают дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса.

Согласно ч.ч.1,2 закона Нижегородской области от 29.11.2004 года №133-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов» расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленные настоящим Законом, производятся за счет областного бюджета в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом, определяется

Правительством Нижегородской области.

Поскольку финансирование данных мероприятий предусмотрено за счет денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемые меры социальной поддержки введены дополнительно, в сравнении с федеральным законодательством, субъект РФ вправе определить круг лиц, имеющих право на их получение.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к тем доводам, которые были предметом рассмотрения суда 1 инстанции, им дана правовая оценка и они не могут послужить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Нижегородского областного суда от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Буру нова В.М. - без удовлетворен ия.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 9-Г12-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх