Дело № 91-Г09-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №91-Г09-2

от 22 апреля 2009 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

на решение Псковского областного суда от 16 января 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления Козырева Д.Е., действующего в интересах Шабановой Н.В., о признании недействующим с момента принятия Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 года № 69 (в редакции постановления от 20 марта 2008 года № 73).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Козырев Д.Е., действующий на основании доверенности в интересах Шабановой Н.В., обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 года № 69 (в редакции постановления от 20 марта 2008 года № 73), полагая, что оно противоречит федеральному законодательству, нарушает жилищные права Шабановой Н.В., поскольку

вводит дополнительную обязанность для реализации права на внеочередное получение жилья, несоблюдение которой влечет прекращение права.

В обоснование заявления Козырев Д.Е. указал, что Шабанова Н.В., являясь сиротой, находилась под опекой опекуна, назначенного решением исполкома Великолукского горсовета от 7 июня 1979 года. В апреле 2004 года Шабанова Н.В. окончила высшее образовательное учреждение, но до настоящего времени не обеспечена жильем. Решением Великолукского городского суда от 20 ноября 2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 13 февраля 2007 года, Шабановой Н.В. отказано в иске о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, поскольку она не реализовала заявительный порядок права на жилище. Оспариваемое Положение, которым предусмотрена подача детьми-сиротами заявления и документов для предоставления жилого помещения, не предполагает обязанности органов опеки и попечительства обеспечивать реализацию прав детей-сирот при наступлении срока их реализации.

По мнению представителя Шабановой Н.В., Положение противоречит статьям 4, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьям 31, 34 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются для защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания.

В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Представитель Администрации Псковской области возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемое Положение не противоречит федеральному законодательству.

Решением Псковского областного суда от 16 января 2009 года в удовлетворении заявления Козырева Д.Е., действующего в интересах Шабановой Н.В., отказано.

В кассационной жалобе Козырева Д.Е. ставится вопрос об отмене указанного решении суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно подпунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации зашита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

11 января 2005 года принят Закон Псковской области № 411-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или имевшие закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано в установленном порядке непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара, после возвращения из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, от опекунов (попечителей), из приемных семей, из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по истечении срока военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются жилыми помещениями по установленным жилищным законодательством нормам в порядке, установленном Администрацией области.

Постановлением Администрации Псковской области от 28 февраля 2005 года № 69 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 6 Закона Псковской области № 411-03 определяет порядок предоставления жилых помещений за счет средств областного бюджета.

Названное Положение оспаривается представителем Шабановой Н.В. Козыревым Д.Е. в полном объеме.

Пунктом 2 Положения определено, какие лица являются не имеющими закрепленных жилых помещений: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное предоставление жилого помещения по месту их выявления и первичного устройства; жилые помещения предоставляются им по договору социального найма.

Пунктом 4 Положения определено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения по форме согласно приложению к настоящему Положению в орган опеки и попечительства.

Согласно пункту 5 Положения к заявлению прилагаются копия паспорта; для подтверждения возвращения по окончании военной службы по призыву -военный билет; для подтверждения факта возвращения из образовательных учреждений - справка образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении; для подтверждения факта возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения

свободы, - справка об освобождении; документы, подтверждающие право членов семьи заявителя на предоставление жилого помещения.

Пунктами 6 и 7 Положения предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства по оформлению документов, подтверждающих право на предоставление жилого помещения, и направлению их в Главное государственное управление социального развития Псковской области.

Пунктом 8 Положения определены обязанности Главного государственного управления социального развития Псковской области по регистрации документов, рассмотрению их в порядке поступления и направлению (при наличии оснований) для рассмотрения в жилищную комиссию, которая принимает решения о предоставлении жилых помещений.

Указанные решения являются основаниями для перечисления ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Псковской области об областном бюджете на очередной финансовый год (пункт 9 Положения).

Пунктом 10 Положения предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства направлять в Главное государственное управление социального развития Псковской области копии документов о предоставлении жилого помещения.

Разрешая заявленные требования, суд не усмотрел оснований для их удовлетворения, обоснованно придя к выводу о том, что подача заявления с соответствующими документами является выражением волеизъявления лиц, претендующих на внеочередное предоставление жилых помещений, и необходимым условием реализации их права.

Суд правильно указал в решении, что Правила прописывают процедуру совершения уполномоченными органами действий после получения заявления о предоставлении жилого помещения, устанавливают обязанности этих органов, в том числе и органов опеки и попечительства, в целях реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наличие в оспариваемом Положении обязанностей уполномоченных органов опровергает довод заявителя о том, что Положение не предполагает обязанности органов опеки и попечительства по реализации жилищных прав детей-сирот при возвращении их из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда и полагает, что нормы о необходимости обращения детей-сирот с заявлением о предоставлении жилого помещения и приложения соответствующих документов, а также другие нормы оспариваемого Положения не нарушают прав детей-сирот на внеочередное представление жилых помещений и не противоречат статьям 4 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьям 31 и 34 Гражданского кодекса РФ.

Довод кассационной жалобы представителя Шабановой Н.В. о том, что Великолукским городским судом нормы оспариваемого Положения толкуются как правоустанавливающие, а не процедурные (решение от 20 ноября 2006

года, которым Шабановой Н.В. отказано в иске о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения), основанием к отмене решения суда явиться не может, поскольку не свидетельствует о его незаконности.

Довод кассационной жалобы о том, что суд не осуществил проверку оспариваемого Положения на соответствие нормам жилищного законодательства, утратившего силу, без указания конкретных норм, также не может явиться основанием к отмене решения суда. Из материалов дела следует, что представитель Шабановой Н.В. в обоснование своей позиции ссылался на нормы Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу, и Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, которые также утратили силу. Поскольку утративший силу нормативный правовой акт не может нарушать прав, свобод и законных интересов гражданина, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд обоснованно не проверил оспариваемый акт на соответствие законодательству, утратившему силу.

Не усматривая оснований к отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 

определила:

 

Решение Псковского областного суда от 16 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шабановой Н.В. Козырева Д.Е. - без удовлетворение

Статьи законов по Делу № 91-Г09-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГК РФ Статья 31. Опека и попечительство
ГК РФ Статья 34. Органы опеки и попечительства

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх