Дело № 92-АПГ12-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 92-АПГ12-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 6 июня 2012 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Завражнове М.Ю.

: рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2012 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Тыва: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5.19 (в части), 5.20 (в части), 5.25 и 5.27 полностью, 7.2 (в части), 7.4 (в части), 7.5 (в части), 7.7 (в части) постановления Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Тыва от 25 января 2008 года № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству», которым утверждено Положение о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству, в частности, пункта 5.19 в части слов «и рыболовных туров»; пункта 5.20 в части слов «промышленного, спортивного и любительского рыболовства»; пунктов 5.25 и 5.27 полностью; пункта 7.2 в части слов «и водными биологическими ресурсами»; пункта 7.4 в части слов «и водных биологических ресурсов»; пункта 7.5 в части слов «и водных биологических ресурсов» и «лова»; пункта 7.7 в части слов «и водным биологическим ресурсам».

В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормы приняты с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку в сфере рыболовства субъектам Российской Федерации переданы только полномочия по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»).

Полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биологических ресурсов закреплены за органами государственной власти федерального уровня (Федеральное агентство по рыболовству).

Решением Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2012 года заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Из дела следует, что 25 января 2008 года Правительством Республики Тыва принято постановление № 23 «О вопросах Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству», которым утверждено Положение о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству.

Согласно пункту 1 Положения Государственный комитет Республики Тыва по охоте и рыболовству является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охоты и рыболовства, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Тыва, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по федеральному государственному надзору в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Тыва, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; по оказанию государственных услуг в сфере охоты и рыболовства, рационального использования, охраны, изучения и воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Прокурором оспариваются отдельные полномочия Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству и права должностных лиц комитета, в частности, по контролю за деятельностью организаций, осуществляющих проведение рыболовных туров (пункт 5.19), за соблюдением юридическими лицами и гражданами правил промышленного, спортивного и любительского рыболовства (пункт 5.20), за использованием рыбопромысловых участков и соблюдением договоров о закреплении рыбопромысловых участков (пункт 5.25); по осуществлению проверки соответствия вылова (добычи) водных биологических ресурсов выделенным объемам квот и общему допустимому улову и соблюдения установленных сроков промысла и других ограничений по периодам и районам лова (пункт 5.27); по проверке у юридических лиц и граждан документов, разрешающих осуществлять пользование водными биологическими ресурсами (пункт 7.2); по производству проверки оружия и других орудий добывания водных биологических ресурсов, полученной от них продукции (пункт 7.4); по изъятию у лиц, нарушивших законодательство, находящихся у них оружия и других орудий добывания водных биологических ресурсов и предметов, являющихся орудиями браконьерства, а также незаконно добытой продукции лова с оформлением изъятия соответствующими документами в установленном порядке (пункт 7.5); по наложению штрафов и предъявлению исков на возмещение ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам (пункт 7.7). Разрешая заявление прокурора, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые прокурором полномочия Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству являются полномочиями государственного контроля и надзора в сфере охраны водных биологических ресурсов и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства, которые не передавались Российской Федерацией ее субъектам, а потому Республика Тыва не вправе была осуществлять собственное правовое регулирование в указанной сфере путем принятия оспариваемых норм.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на анализе действующего законодательства и материалах дела.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации на основании статьи 6 названного Федерального закона передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. В сфере рыболовства субъектам Российской Федерации переданы только полномочия по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 42 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ установлено, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также абзацами 11 и 12 части первой статьи 6, частями третьей и четвертой статьи 16.1, статьями 16.2 и 49.1 настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что норма, позволяющая субъектам Российской Федерации осуществлять полномочия по государственному контролю и надзору в области охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, отсутствует.

В соответствии со статьей 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий названных нарушений; деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статьей 43.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ установлены права должностных лиц органов государственного контроля (надзора), в числе которых беспрепятственное посещение рыбопромысловых участков, мест добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, проведение проверок соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выделенных квот их добычи и рекомендуемых объемов добычи (вылова), общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на их добычу (вылов); составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях; предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в результате нарушений обязательных требований; права на запрос у граждан документов на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях их проверки, на задержание граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, на производство досмотра транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, личных вещей граждан; на изъятие у граждан, нарушающих обязательные требования, продукции и орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, транспортных средств.

Сравнительный анализ прав должностных лиц федеральных органов государственного контроля (надзора), установленных статьей 43.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, и прав должностных лиц Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству, определенных оспариваемыми нормами Положения о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству, свидетельствует о том, что должностные лица комитета Республики Тыва наделены правами должностных лиц федеральных органов государственного контроля (надзора), чего субъект Российской Федерации делать не вправе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от И июня 2008 года № 444 осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, возложено на Федеральное агентство по рыболовству (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству).

Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о том, что оспариваемые нормы Положения о Государственном комитете Республики Тыва по охоте и рыболовству противоречат федеральному законодательству, анализ которого приведен выше, и подлежат признанию недействующими.

Довод апелляционной жалобы о том, что содержание оспариваемых норм не указывает на полномочия Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству по государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, является несостоятельным и опровергаются содержанием оспариваемых положений.

Указание в апелляционной жалобе на передачу Российской Федерацией субъектам Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире») полномочий по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства и охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку оспариваемыми нормами установлены полномочия по государственному контролю (надзору) в указанной сфере, которые не передавались Российской Федерацией субъектам Российской Федерации.

Из анализа норм статей 1, 2, 5, 6 Федерального закона «О животном мире» следует, что понятия «охрана» и «контроль» не тождественны.

Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире» под охраной животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира, а под государственным контролем и надзором - осуществление проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В связи с этим в статье 5 Федерального закона «О животном мире» полномочия по осуществлению охраны объектов животного мира и государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира разграничены как два самостоятельных полномочия органов государственной власти Российской Федерации. Аналогичное разграничение названных полномочий закреплено и в статье 6 Федерального закона «О животном мире».

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 92-АПГ12-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх