Дело № 92-Г08-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-Г08-9

от 11 июня 2008 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» в части

по кассационным жалобам Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Конституционного Суда Республики Тыва

на решение Верховного Суда Республики Тыва от 11 марта 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Правительства Республики Тыва Агыдбая A.M., представителя Конституционного Суда Республики Тыва Норбы Ю.Я., поддержавших доводы кассационноых жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой

председательствующего судей

В .Н.Пирожкова

Л.В.Борисовой и В.П.Меркулова

Н.Ю. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

в соответствии со ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Гыва» положения статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» распространяются на судей Конституционного суда Республики Тыва, назначенных на должность до вступления в силу оспариваемого Конституционного закона.

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» в части, ссылаясь на то, что норма оспариваемого Конституционного закона противоречит Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающей в качестве одного из элементов статуса судей их независимость. Абзацем 3 пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что независимость судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения его полномочий. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 вышеназванного Закона истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, является одним из оснований прекращения полномочий судьи.

Судьи Конституционного суда Республики Тыва назначены на должности до внесения изменений в статью 13 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва», согласно которой срок полномочий составлял десять лет.

В силу пункта 4 статьи 1 Конституционного закона Республики Тыва «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» в статью 13 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» внесены изменения, согласно которым срок полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва установлен в шесть лет.

Данный срок не может быть распространен на действующих судей Конституционного суда Республики Тыва, поскольку ставит их в зависимое положение от таких обстоятельств, как изменение республиканского законодательства, что противоречит требованиям федерального законодательства о независимости судей.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 марта 2008 года постановлено: заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о

признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» удовлетворить.

Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва».

Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете «Тувинская правда».

В кассационных жалобах Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

В кассационной жалобе Конституционного Суда Республики Тыва ставится вопрос об изменении решения суда в части выводов о правомочности голосования, а также момента, с которого оспариваемый закон подлежит признанию недействующим.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Анализ оспариваемых норм с учетом положений ст. 15 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в совокупности с нормами абз. 3 п. 1 ст. 9, п.п. 4 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации», свидетельствует о том, что сокращение срока полномочий действующих судей Конституционного суда Республики Тыва, назначенных сроком на десять лет, нарушает установленный федеральным законодательством основополагающие принципы несменяемости и независимости судей.

Кроме того, пунктом 4 статьи 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлен запрет на принятие в Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, отменяющих или умоляющих независимость судей.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного

(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что на заседании законодательной палаты Великого Хурала Республики 25 декабря 2007 года оспариваемый закон был одобрен в первом чтении, поскольку он в соответствии с постановлением № 570 ЗП-11 от 25 декабря 2007 года, субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний не направлялся, комитетом по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во второе чтение не вносился.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, оспариваемый закон противоречит правилам, установленными федеральным законодательством, в том, числе и по порядку принятия, сделан правильно.

Кассационные жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Вывод суда о том, что оспариваемый закон субъекта Российской Федерации правильно принимался большинством голосов от установленного числа депутатов, нельзя признать состоятельным.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,

Вместе с тем, названная норма носит диспозитивный характер, что отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 8 июня 2000 г. N 91-0 по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации», согласно которой федеральный законодатель, исходя из основ конституционного строя, закрепил в них лишь такие положения - которые имеют общее, принципиальное значение, затрагивают существенные свойства законодательного процесса в федеративном правовом государстве и потому должны реализовываться в организации и деятельности как федеральной власти, так и власти субъектов Российской Федерации, при этом регулирование конкретных вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется их законодательством.

Из содержания этой нормы следует, что она определяет требование к принятию не конституционного закона субъекта Российской Федерации, а закона субъекта Российской Федерации: для принятия закона субъекта

Российской Федерации достаточно большинства голосов от установленного числа депутатов.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Конституции Республики Тыва -Республика Тыва до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению, вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Конституции Республики Тыва, Конституционные законы Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, а законы Республики Тыва большинством голосов от установленного числа депутатов.

Таким образом, принятие конституционного закона Республики Тыва менее чем 2/3 от установленного числа депутатов Законодательной палаты противоречит части 1 статьи 105 Конституции Республики Тыва, что также является нарушением процедуры принятия конституционного закона Республики Тыва.

Решение в части признания закона недействующим с момента его вступления в законную силу подлежит отмене.

Судом установлено нарушение порядка принятия конституционного закона Республики Тыва, что противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Тыва.

Таким образом, оспариваемый акт принят позднее законов, имеющих большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим со дня принятия оспариваемого акта.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Тыва от 11 марта 2008 года в части указания о признании недействующей ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» с момента вступления решения суда в законную силу отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать недействующей вышеназванную норму с момента принятия вышеуказанного закона.

Исключить из мотивировочной части решения указание о том, что Конституционные законы Республики Тыва в соответствии частью 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной нети субъектов Российской Федерации» принимаются большинством голосов установленного числа депутатов.

Это же решение в остальной кассационные жалобы Правительства

¦части оставить без изменения, а Республики Тыва, Законодательной

палаты Великого Хурала Республики Тыва^без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 92-Г08-9

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх