Дело № 93-АПГ15-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 августа 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 93-АПГ15-3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 5 августа 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейКалининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» на решение Магаданского областного суда от 27 апреля 2015 года об отказе МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» в удовлетворении заявления о признании приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области от 12 декабря 2014 года № 35-1/тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» на 2015 год» (в редакции приказа от 31 декабря 2014 года № 63-2/э) части в тарифов, установленных на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года, недействующим.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 12 декабря 2014 года № 35-1/тэ установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» на 2015 год.

В соответствии пунктом с 1 названного приказа тарифы установлены с календарной разбивкой согласно приложениям №1 и №2 и действуют с 1 января по 31 декабря 2015 года.

В приложении № 2 к приказу указаны следующие размеры тарифов: для потребителей, подключённых к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией (одноставочный), на период с 1 июля по 30 декабря 2015 года - 4096,14 руб./Г кал, для населения (с учётом НДС, одноставочный) - 4833,45 руб./Гкал.

Данный приказ с приложением официально опубликован 16 декабря 2014 года в газете «Магаданская правда» № 100.

Приказом Департамента от 31 декабря 2014 года № 63-2/э внесены изменения в приложение № 2 приказа от 12 декабря 2014 года № 35-1/тэ.

Согласно изменениям размеры тарифов для потребителей, подключённых к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией (одноставочный), на период с 1 июля по 30 декабря 2015 года установлены в размере 4330,85 руб./Гкал, для населения (с учётом НДС, одноставочный) - 5110,40 руб./Гкал.

Изменения, внесенные в приложение № 2 приказа, официально опубликованы 28 апреля 2015 года в газете «Магаданская правда» № 33.

МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» обратилось в Магаданский областной суд с заявлением о признании приказа Департамента от 12 декабря 2014 года № 35-1/тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» на 2015 год» недействующим в части тарифов, установленных на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года, со дня его принятия, возложении на регулирующий орган обязанности дополнительно включить в расчёт необходимой валовой выручки за тепловую энергию на 2015 год 82 956,77 тыс. рублей; а также об обязанности утвердить расход топлива на выработку тепловой энергии МУП «СМППЖКХиЭ».

Заявление мотивировано тем, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, чем нарушаются права заявителя.

В частности, указано, что для утверждения тарифов предприятием расходы по статье «Фонд оплаты труда» на 2015 год предусмотрены в сумме 62 068,40 тыс. рублей исходя из нормативной численности 75 штатных единиц. Между тем регулирующим органом по этой статье принята сумма 26971,61 тыс. рублей из расчёта среднемесячной заработной платы 38 095,49 руб. при нормативной численности 59 штатных единиц, что повлекло занижение суммы отчисления от заработной платы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме 11 750,97 тыс. руб.

Кроме того, для расчёта тарифа МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» были запланированы расходы на электроэнергию во втором полугодии 2015 года в сумме 75 229,87 тыс. рублей. Однако эта сумма регулирующим органом снижена с указанием на среднее потребление электрической энергии за предыдущие годы. В результате занижения расчётного объёма электроэнергии на производство тепла необходимая валовая выручка необоснованно уменьшена на 32 473,93 тыс. руб.

Решением Магаданского областного суда от 27 апреля 2015 года в удовлетворении заявления МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» отказано.

В апелляционной жалобе МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Департаментом цен и тарифов Магаданской области и прокуратурой Магаданской области принесены возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый приказ права регулируемой организации не нарушает и не противоречит федеральному законодательству в области теплоснабжения.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с предписаниями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, приказа ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических рекомендаций по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», устанавливающими правовые основы экономических отношений в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционирование и развитием таких систем.

В силу статей 7 и 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в числе общих принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с пунктами 32, 33, 42, 47 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчётный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования. Внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчётный период регулирования.

Из материалов дела следует, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в порядке, предусмотренном для принятия такой категории правовых актов, надлежащим образом опубликован и введён в действие; оспариваемые тарифы установлены на основе принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, рассчитаны на основе результатов экспертизы, на заседании Правления уполномоченного органа Магаданской области по регулированию цен и тарифов, с проектом решения и рассчитанным уровнем тарифа заявитель ознакомлен, представители заявителя не лишены были возможности принимать участие на заседании Правления, представлять свои возражения Правлению.

Установленный Департаментом «Фонд оплаты труда» на 2015 год в сумме 26971,61 тыс. руб. из расчёта среднемесячной заработной платы 38095,49 руб. и штатной численности 59 единиц работающих, соответствует сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период 2016-2017 годов.

Из заключения Департамента следует, что при определении тарифов на 2015 год предприятие заявило расходы по статье «Фонд оплаты труда» в размере 62 068,4 тыс.руб. с ростом по сравнению с принятым Департаментом расчётом тарифов на 2014 год - 245,54% исходя из нормативной численности 75 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 68 964,89 руб., из них 71 единица рабочих и 4 единицы административно-управленческого персонала.

Заявленные МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» расходы на оплату труда отклонены правомерно, поскольку при расчёте численности операторов котельной им принята производительность котлов согласно паспортным данным, при которых выработка тепловой энергии в период максимальной нагрузки должна составлять 408,576 тыс./Гкал., в то время как вся производственная программа предприятия составляет 72,8697 тыс./Гкал.; при расчёте численности машинистов насосных установок предприятием произведено округление нормативной численности рабочих в смену с 4,3 до 8 штатных единиц.

В представленном штатном расписании предприятия оклады ИТР не соответствуют разрядам, не указаны доплаты, используемые при расчёте фонда оплаты труда, расходов на оплату труда не соответствует расчётам, произведённым по таблице «Плановое начисление заработной платы на 2015 год по ТВС и К».

Согласно пункту 4 примечания к таблице 1 «Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства», утверждённых приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года № 65, в случае неполной нагрузки котельной в связи с несоответствием присоединённой нагрузки при расчёте численности принимается фактическое количество и суммарная производительность фактически работающих котлов.

Динамика фактической численности за три года, предшествующих периоду регулирования, составила: в 2011 году - 47 человек (план 64), в 2012 году - 47 человек (план 62), в 2013 году - 46 человек (план 59).

Учитывая, что представленные обществом расчёты не нашли своего подтверждения, Департаментом для определения расходов на оплату труда разумно и обоснованно применён индекс потребительских цен (ИГЩ).

Судом достоверно установлено, что при определении объёма электрической энергии для выработки тепловой энергии Департаментом был проведён анализ потребления электроэнергии регулируемой организацией, необходимой для производства тепловой энергии, который показал, что предприятие ежегодно приобретает объём электрической энергии значительно ниже, чем планирует при расчёте тарифа.

Так, в 2013 году предприятием для выработки тепловой энергии было заявлено 89 795,5 тыс. кВтч, электрической энергии на сумму 119 429,35 тыс.

руб. Фактически им израсходовано 72 005,14 тыс. кВтч, на сумму 92 617,69 тыс. руб., экономия составила 26811,66 тыс. рублей; для выработки в 2015 году тепловой энергии в количестве 72 869 Гкал предприятию потребуется 89 191,70 тыс. кВтч, электрической энергии, для покупки которой необходимо 176 439,02 тыс. рублей, в то время как, согласно дополнительному соглашению № 1 от 1 января 2014 года к договору № 1 от 1 января 2013 года на энергоснабжение, заключённому между ОАО «Колымаэнерго» и МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э», объём поставляемой энергии на 2014 год составил 74 200 тыс. кВтч., при этом расходы на выработку тепла - 71 800 тыс. кВтч., расходы электроэнергии на технологические нужды - 2400 тыс. кВтч.

Проведённый Департаментом анализ динамики расходов электроэнергии на производство тепловой энергии МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» за 2011-2013 годы показал, что в 2011 году предприятием было затрачено 70 178,52 тыс. кВтч., в 2012 году - 71 347,73 тыс. кВтч., в 2013 году - 72 005,14 тыс. кВтч.

Учитывая анализ динамики расходов электроэнергии, а также в соответствии с представленным заявителем договором с ОАО «Колымаэнерго», подтверждающим необходимый объём электроэнергии на выработку тепла в количестве 71 800 тыс. кВтч., регулирующий орган правильно признал эти расходы экономически обоснованными, а включение заявителем расходов, превышающих фактические, влияющим на необоснованное завышение тарифа для потребителей.

Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемое постановление с вышеперечисленными нормативными правовыми актами, суд пришел к справедливому выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они судом проверялись, им дана правильная судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Магаданского областного суда от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» - без удовлетворения.

Председательствующий судьи

Статьи законов по Делу № 93-АПГ15-3

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх