Аренда, торги

Здравствуйте! В п. 14 части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" говорится о возможности передачи в аренду без проведения торгов государственного (муниципального) имущества, являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Если две организации хотят арендовать одно и то же место площадью 4 кв. м. мы обязаны провести торги или можем выбрать любого из них без проведения торгов? есть законное обоснование ?

Ваш комментарий *
Ёфикация:

Ответы юристов

Добрый день, Татьяна Евгеньевна!

Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов

По общему правилу участники гражданских правоотношений, в том числе юридические лица, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливают свои права и обязанности на основе договора и определяют любые не противоречащие законодательству условия договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Правила гражданского законодательства применяются и к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Применительно к упомянутым субъектам, а также созданным ими юридическим лицам (государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям) закон предусматривает особые правила распоряжения принадлежащим им имуществом, в том числе сдачи его в аренду. Эти правила определяют необходимость проведения торгов, по результатам которых может быть заключен договор аренды или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом. Такие положения закреплены, в частности, в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которая предусматривает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Так, по общему правилу договоры аренды государственного или муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов. Это правило распространяется на следующие виды имущества:

- движимое и недвижимое имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями;

- движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления;

- недвижимое имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям либо закреплено на праве оперативного управления за автономными учреждениями (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Эти нормы направлены на достижение целей Закона о защите конкуренции, к которым относится, в частности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 этого федерального закона).

Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, далее - Правила). Обычно торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п. 3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В отношении отдельных видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды может быть заключен только путем проведения торгов в форме конкурса. Это касается объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 3.1 Правил).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора, а победителем конкурса - участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п.п. 86, 114 Правил). Порядок определения начальной цены договора Правила не предусматривают. Она определяется организатором торгов самостоятельно с учетом заключения независимого оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", раздел 21 разъяснений ФАС России от 05.06.2012).

Внимание

Законодательство предусматривает некоторые особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие договоры могут быть заключены только по результатам проведения торгов в форме конкурсов на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов (ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Сдача в аренду государственного или муниципального имущества без проведения торгов в случаях, когда их проведение обязательно, является основанием для признания договора аренды недействительным (п.п. 1, 4.1постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, постановление Третьего ААС от 12.09.2011 N 03АП-2962/11).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен ряд случаев, когда государственное или муниципальноеимущество может быть сдано в аренду без проведения торгов.

Внимание

Порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на договоры аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, лесных участков, договоры пользования водными объектами, принадлежащими на праве собственности государству или муниципальным образованиям (ч. 2 этой статьи). Договоры аренды таких объектов (договоры водопользования) заключаются в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса РФ, ст. 74Лесного кодекса РФ, ст. 11 Водного кодекса РФ, а также в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок заключения соответствующих договоров.

После проведения в установленных случаях конкурсных процедур можно приступать к оформлению (заключению) договора аренды, руководствуясь общими положениями гражданского законодательства.

Рада была помочь, возникнут вопросы обращайтесь.

Связаться с юристом
Самсонова Юлия Сергеевна, город Новосибирск
E-mail:vlasovkira@yandex.ru
Сказать Спасибо +50

Стоимость услуг: 500 р.

то есть даже если меньше 20 кв. м, мы обязаны проводить торги?

Связаться с юристом
Петрова Татьяна Евгеньевна, город Екатеринбург
E-mail:glazirina.t@yandex.ru

Добрый день, Татьяна Евгеньевна!

В соответствии с ч. 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

"О защите конкуренции":

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

То есть, как Вы видите, что должны быть соблюдены обязательно 2 условия.

Что же касаемо п. 14, то Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.

Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При определении планируемой к передаче на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции площади государственного или муниципального имущества, площадь частей помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции или на основании иных исключений, предусмотренных частью 1 указанной статьи, не учитываются.

Надеюсь, я Вам помогла разобраться в данном вопросе. Рада была помочь, возникнут вопросы обращайтесь.

Связаться с юристом
Самсонова Юлия Сергеевна, город Новосибирск
E-mail:vlasovkira@yandex.ru
Сказать Спасибо +50

Стоимость услуг: 500 р.

мы учреждение здравоохранения, у нас хотят продавать булочки две разные организации

Связаться с юристом
Петрова Татьяна Евгеньевна, город Екатеринбург
E-mail:glazirina.t@yandex.ru

Право выбора Поставщика всегда остается за Заказчиком, НО в Вашем случае Поставщиком не может являться ИП (так как по закону они являются физическими лицами.

Связаться с юристом
Самсонова Юлия Сергеевна, город Новосибирск
E-mail:vlasovkira@yandex.ru
Сказать Спасибо +50

Стоимость услуг: 500 р.

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Разделы консультаций

Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 952 292-75-45
Телефон: 89288234323
Телефон: +7 (950) 783-58-69

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх