Статья 8. Организация воинского учета

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.1. Порядок и особенности воинского учёта граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Воинский учёт граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учёт.

Воинский учёт граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учёт граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учёта на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учётом.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учёт граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.12.2008 N 248-ФЗ.

При осуществлении первичного воинского учёта органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе:

  • запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
  • вызывать граждан по вопросам воинского учёта и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
  • определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
  • определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
  • запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
  • вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учёта.

При осуществлении первичного воинского учёта органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

  • осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учёта, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учёта, и форма учёта таких сведений определяются Положением о воинском учете;
  • поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учёта, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учёта. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учёта, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня её получения;
  • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учёта сведения о гражданах, поступающих на воинский учёт, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • организовывать и обеспечивать постановку на воинский учёт, снятие с воинского учёта и внесение изменений в документы воинского учёта граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
  • осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского освидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;
  • организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
  • вести прием граждан по вопросам воинского учёта.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учёта и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учёта предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчёта норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счёта бюджетов субъектов Российской Федерации и передаются бюджетам поселений и городских округов.

Порядок расходования и учёта субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учёт (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учёт (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учёта носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учёта прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа структурного подразделения военного комиссариата. В этом случае осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учёта прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем создания структурного подразделения военного комиссариата.

3. Воинский учёт граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.

4. Документы воинского учёта должны содержать следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы (учебы);
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные;
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время;
  • пребывание в мобилизационном людском резерве;
  • наличие освобождения или отсрочки от призыва на военную службу с указанием соответствующего положения настоящего Федерального закона, на основании которого они предоставлены, а также даты заседания призывной комиссии, на котором было принято решение об освобождении от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, и номера протокола этого заседания;
  • иные (в том числе биометрические) персональные данные, определенные Положением о воинском учете.

5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учёта, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

5.1. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учёта:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • справка взамен военного билета.

Органы, осуществляющие воинский учёт, вправе с согласия граждан выдавать им помимо документов, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, также персональные электронные карты.

6. Порядок воинского учёта граждан, в том числе первичного воинского учёта, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учёта граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учёт в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.


Комментарии к ст. 8

Вы также можете получить комментарии к ст. 8 Закон о воинской обязанности. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Другие статьи раздела

Изменения ст. 8 Закон о воинской обязанности